Горячая бесплатная линия
Полное меню сайта

Умный счетчик

20.03.2018

Умный счетчик
"Российская газета" (Краснодар)

ТЭК Новая система учета коммунальных ресурсов поможет в борьбе с должниками

Тимур Алиев, Роман Кияшко, Дагестан - Ставропольский край

Минстрой России планирует автоматизировать в стране систему учета коммунальных ресурсов. Это позволит поставщикам и управляющим компаниям не ждать, пока потребитель передаст показания счетчиков, а отслеживать их в режиме онлайн.

Идем по приборам

Чтобы система заработала, необходимо все приборы учета, работающие дистанционно, поменять на новые - передающие данные в автоматическом режиме. Такие электросчетчики сейчас ставят в новостройках, при этом в старых многоэтажках и частных домах по-прежнему стоят аппараты предыдущего поколения и жильцы сами передают данные управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.

Примеров же установки автоматических приборов учета для газа, и тем более воды, сегодня крайне мало. Хотя, как считают эксперты, автоматизация - единственный способ навести порядок в оплате коммунальных ресурсов. Кроме того, резкие скачки потребления позволят выявить аварии и несанкционированные подключения.

Северный Кавказ, несмотря на все принимаемые меры, все еще является главным должником за энергоресурсы в стране. Так, объем просрочки за голубое топливо на внутреннем рынке России на первое августа 2017 года составлял 179 миллиардов рублей, из них почти половину - 84 миллиарда - задолжали жители СКФО. И большая часть неплатежей приходится именно на население - 61 миллиард рублей (это 84 процента задолженности жителей России). С электроэнергией ситуация чуть лучше - в 2017 году собираемость платежей с жителей достигла 85 процентов.

Межрегиональная распределительная сетевая компания МРСК Северного Кавказа, не дожидаясь общефедеральных требований, уже занимается внедрением в республиках автоматизированной системы контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ). Как пояснил корреспонденту «РГ» заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ПАО «МРСК Северного Кавказа» Константин Аликов, монтаж «умных» счетчиков положительно повлиял на оплату энергоресурсов как населением, так и организациями. Ведь система позволяет дистанционно ограничить потребление злостных неплательщиков, отключают их через счетчик - без вмешательства в схему присоединения и дополнительной техники.

- Так, обходятся возможные препятствия, которые неплательщик создает при очном визите бригады энергетиков. Кроме того, комплексная автоматизация позволяет использовать современные технологии при информировании потребителей о наличии задолженностей, что способствует повышению платежной дисциплины, - считает Аликов.

С новыми счетчиками человеку больше не придется высчитывать, сколько «нагорело света». Все данные будут передаваться поставщику автоматически.

Он добавил, что автоматизация - это не просто замена старых счетчиков на новые, а обновление участков электросети, внедрение сложных программных продуктов, переобучение персонала. Сложнее всего вести такую работу в Дагестане, где большое количество бесхозных сетей, высокая изношенность оборудования (78 процентов энергообъектов нуждается в полной реконструкции), крупные хищения электроэнергии, необоснованно низкие тарифы и огромные неплатежи. При системном подходе эти проблемы решаемы, но средства для этого необходимы огромные.

Преодолевая горы

Кроме того, важно правильно подобрать технические решения. Например, МРСК Северного Кавказа обслуживает значительные по площади высокогорные территории, где инженерам приходится думать над созданием стабильной беспроводной связи.

- Возникают трудности не только технического характера. К сожалению, мы сталкиваемся и с такими ситуациями, когда расхищается оборудование подстанций или его просто выводят из строя, - посетовал Аликов.

Он заверил, программа реализуется за счет нетарифных источников - на внедрение систем учета тратятся средства, которые удалось сэкономить, в том числе за счет снижения потерь электроэнергии. Стоимость реализации проекта на территории Северного Кавказа в МРСК не называют. Специалисты компании только готовят расчеты. Однако, по словам генерального директора ПАО «Россети» Павла Ливинского, цифровизация электросетей в целом по России обойдется в 1,3 триллиона рублей, окупятся траты через 14 лет. Проект также потребует принятия множества дополнительных мер, в их числе - получение права на долгосрочные тарифные соглашения и установку интеллектуальных приборов учета на границе балансовой принадлежности. Одновременно с этим необходимо начать в стране производство современного оборудования и программного обеспечения, приступить к подготовке новых специалистов.

В три этапа

На Ставрополье автоматизированный учет также пока внедряется только в электроэнергетике. Как заявили в краевом министерстве ЖКХ, в остальных сферах серьезных достижений нет. Поставщики же электричества уже переподключили часть абонентов региона.

Всего в крае работает около 10 электроснабжающих организаций. Одна из них - ГУП «Ставрополькоммунэнерго» - также, не дожидаясь федеральной инициативы, реализует программу АСКУЭ. Работу разделили на три этапа.

- Во-первых, выстроили АСКУЭ по внешнему периметру и контролируем в реальном времени поступление в нашу сеть энергии с оптового рынка РФ. Во-вторых, установили АСКУЭ на всех питающих трансформаторных подстанциях, находящихся на нашем балансе, и на подстанциях крупных абонентов. Нам это дает возможность сводить баланс на высоком напряжении в десять киловольт, - рассказал генеральный директор ГУП Валерий Хабаров.

После этого появились первые результаты. В энергетике есть два понятия - технические и коммерческие потери. Первые - это нормативные потери ресурса из-за сопротивления в линиях электропередачи и их нагрева. Если они превышают технический показатель, значит, где-то ведется несанкционированный отбор - это уже коммерческие потери.

Когда реализовали второй этап, те абоненты, которых подозревали в несанкционированном отборе, снизили потребление. К тому же выяснилось, что нагрузка не столь высока, как предполагалось, и некоторые сети не требуют срочной реконструкции.

- Третий этап, к которому мы сейчас приступили, - установка АСКУЭ у физических лиц. Дело в том, что пока не везде решили, кто будет заниматься внедрением системы в многоквартирных домах, хотя управляющие компании, которым мы отпускаем ресурс, уже подключены к ней, - добавил Хабаров.

Тем не менее из 160 тысяч абонентов (физических лиц) 30 тысяч уже подключены к АСКУЭ. Хотя не все жильцы многоэтажек были с этим согласны. Как правило, те, кто не до конца честны с коммунальщиками, категорически против того, чтобы информация с их счетчиков поступала напрямую ресурсоснабжающим компаниям. Но и к ним находят подход - предлагают самим решить, где установить новый прибор, чтобы к нему имели доступ специалисты предприятия. В противном случае он окажется на электроопоре - вне зоны досягаемости. А жильцу выдадут устройство, похожее на пульт, где будет вся информация, но повлиять на работу счетчика у него никак не получится.

Похожая ситуация и с юридическими лицами. Собственная трансформаторная подстанция предприятия - это частная собственность, и не все готовы пускать энергетиков на свою территорию. В таком случае АСКУЭ устанавливается на высоковольтную линию, которая подходит к предприятию.

Как отметил Валерий Хабаров, расходы на переоснащение включены в тариф, однако его не повышают. Компания за свой счет производит переоснащение, а сэкономленные за счет снижения коммерческих потерь средства тратят на установку новой системы. Так, сейчас в год удается экономить около 40-50 миллионов рублей. Если же Минстрой РФ обяжет в какой-то определенный срок модернизировать приборы учета всех абонентов, то предприятие будет привлекать инвесторов, чтобы не повышать тариф.

Газовая телеметрия

Как рассказали корреспонденту «РГ» в ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», компания начала реализацию пилотного проекта установки в Дагестане приборов учета газа с системой телеметрии. Первыми бесплатные «умные» счетчики получат жители Карабудахкентского и Буйнакского районов. Всего планируется установить около пяти тысяч приборов.

Как пояснили в газовой компании, главное достоинство новых аппаратов - система телеметрии, которая предполагает передачу данных в автоматическом режиме. Таким образом, абоненту не нужно тратить время на снятие показаний и хождение в абонентскую службу.

«Кроме того, автоматическая передача показаний исключает так называемый «человеческий фактор». С установкой системы телеметрии исключается вероятность ошибки при самостоятельной передаче данных. Счетчик без погрешностей передает всю информацию в абонентский участок поставщика газа», - рассказал представитель компании.

Как разъяснили в ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», новые приборы значительно сэкономят семейный бюджет, так как абонент будет платить только за потребленное количество газа. Поэтому больше не придется собирать документы и тратить время на визит в компанию для перерасчета нормативного начисления в случае временного отсутствия человека дома.

«Телеметрия позволяет также установить, когда счетчик вышел из строя. Это поможет избежать доначислений по нормативам потребления за шесть месяцев, предусмотренных законодательством РФ в связи с несвоевременным уведомлением поставщика газа о неисправности прибора учета», - добавил представитель компании.

мнение Алла Седых, руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль»: - Конечно, автоматизированные приборы принесут пользу. Но тут вспоминается 261-ФЗ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в котором все написано правильно, но прока от него до сих пор нет. Будет ли в этом случае?

Чтобы установить такие счетчики, нужна инициатива собственников. А она часто отсутствует. К тому же они недешевые. В квартирах, помимо электрического счетчика, стоят два, а то и четыре прибора учета воды, где-то есть еще и газовые. Сейчас обещают устанавливать тепловые. Их замена обойдется в немалую сумму. Кто возьмет на себя эти расходы? Думаю, правильно было бы ресурсоснабжающим организациям. Я ведь не хожу на рынок со своими весами, продавцы сами взвешивают товар. Так почему приборы учета мы должны ставить за свой счет?

Я не против таких нововведений, но важно, чтобы они были жизненными. А у нас теория с практикой нередко расходятся и не все ситуации просчитываются до конца.

Кстати Министерство РФ по делам Северного Кавказа рассматривает возможность ввести для регионов ежемесячную отчетность о платежах и погашении задолженностей в топливно-энергетическом комплексе. Для каждого из субъектов СКФО утверждены дорожные карты улучшения ситуации в ТЭК, определены ключевые показатели эффективности и ответственные за их достижение чиновники. По словам заместителя главы ведомства Игоря Кошина, в целом в топливно-энергетическом комплексе Северного Кавказа в последнее время наблюдается позитивная динамика, снижаются потери энергоресурсов, улучшается платежная дисциплина: «При этом не все регионы вышли на стопроцентную оплату. Поэтому наша задача - создать условия для своевременных платежей и предотвратить накопление задолженности. Комплексный подход повысит контроль и персональную ответственность глав регионов, представителей ресурсосберегающих компаний, муниципальных властей.

Цифра 5,5 тысячи рублей составляет средняя стоимость установки прибора АСКУЭ для одного абонента.