Горячая бесплатная линия
Полное меню сайта

Тема недели

11.07.2017

Тема недели
Российская газета - Экономика Северного Кавказа

Долги регионов СКФО за энергоресурсы резко выросли за пять месяцев 2017 года. Особенно тяжелая ситуация сложилась с поставками газа - просроченная задолженность за голубое топливо к первому июня подскочила до 85,3 миллиарда рублей, что на 11,5 миллиарда больше, чем было в конце 2016 года.

Ситуация с поставками электроэнергии чуть лучше, но тоже отнюдь не радужная. Задолженность потребителей Северного Кавказа перед розничным рынком, согласно последним данным, превышает 22 миллиарда рублей. В конце 2016-го эта цифра составляла около 21 миллиарда. При этом власти республик регулярно отчитываются в том, что в регионах ужесточают борьбу с должниками. Однако пока улучшить ситуацию удалось лишь с бюджетными организациями, а предприятия ЖКХ расплачиваться по-прежнему не спешат.

Так, по словам министра жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Северной Осетии Альберта Сокурова, на первое июля задолженность в регионе за поставленную энергию составила два миллиарда 235 миллионов рублей (из них на предприятия ЖКХ приходится 1,15 миллиарда), и с начала года она выросла на 302 миллиона. И если уровень общей оплаты в республике - 84 про-цента, то у коммунальных компаний - 53.

Среди крупных неплательщиков - Владикавказские водопроводные сети и Владикавказские теплосети. Введенная в данных организациях система внешнего управления пока не дала ожидаемых результатов, сообщили в пресс-службе главы и правительства республики.

- В регионе работает «дорожная карта» улучшения ситуации в топливно-энергетическом комплексе республики, - сообщил Сокуров. - Ресурсоснабжающие организации отключают или ограничивают подачу газа и электроэнергии тем структурам, которые не рассчитались за ранее потребленные ресурсы. Перед руководителями муниципалитетов поставлена жесткая задача - полный расчет по текущим платежам.

При этом парадоксальная ситуация сложилась в некоторых сельских населенных пунктах, где стали расти долги за электричество, несмотря на то, что там вдвое снизили тарифы.

- Полтора года назад было принято принципиальное решение о снижении на 50 процентов тарифа на электроэнергию для сельских поселений, где создали ТСЖ. Однако, как мы видим, это пока не дало должного эффекта - долги не сокращаются, - отметил председатель регионального правительства Таймураз Тускаев, добавив, что с глав этих сельских поселений за соблюдение платежной дисциплины должны спрашивать особо.

Аналогичная ситуация и в Дагестане. Как сообщил вице-премьер правительства РД Шамиль Исаев, в первом квартале 2017 года удалось значительно увеличить собираемость текущих платежей бюджетных предприятий за поставленные энергоресурсы. Так, организации, финансируемые из республиканской или муниципальной казны, не только стали полностью расплачиваться, но и погашать просрочку. А вот предприятия ЖКХ за газ платят лишь 35 процентов, а за электричество – 48 процентов от начисленного. Хотя и это можно считать прогрессом, ведь в 2016-м эти цифры равнялись 29,4 и 30,8 соответственно.

В «МРСК Северного Кавказа» в итоге решили публиковать на своем сайте «Черный список неплательщиков» - юридических лиц - с указанием сумм накопленной задолженности. «Энергетики неоднократно заявляли, что хронические неплатежи приводят к тяжелым последствиям для энергопредприятий, недофинансированию необходимых ремонтных работ, плановой замены оборудования подстанций, реконструкции и модернизации электросетевого комплекса. Производители и поставщики электроэнергии также недополучают значительные средства, необходимые для закупки топлива, техники и материалов. Тем самым создается прямая угроза надежному электроснабжению 9,5 миллиона жителей регионов СКФО», - заявили в компании. В «Газпроме», в свою очередь, отметили, что инвестиции в газификацию республик будут напрямую зависеть от расчетов за голубое топливо.

Что касается немалых долгов населения, то решать эту проблему власти решили внедрением системы безналичной оплаты услуг ЖКХ. Реализовывать пилотный проект начнут в четырех республиках - в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.