28.08.2013
О чем расскажет потухшая лампочка
В межрегиональной распределительной сетевой компании, проанализировав состояние платежной дисциплины жителей Северного Кавказа, пришли к выводу… Уговорами, призывами и постоянно рассылаемыми уведомлениями к сознанию недобросовестных потребителей не достучаться. Самым действенным методом оказались масштабные отключения электроэнергии.
На базе МРСК Северного Кавказа создан объединенный Оперативный штаб по введению режима ограничения потребления электроэнергии. Сегодня здесь, как нигде, ощущается пульс всего Северного Кавказа, мгновенно отреагировавшего на действия энергетиков. И это объяснимо: задолженность потребителей перед МРСК Северного Кавказа достигла 5,3 млрд руб., что можно сравнить с суммой неоплаченного транспорта и потребления электроэнергии всего Северо-Кавказского федерального округа за треть года. Для понимания: это – годовой объем ремонтной и инвестиционной про-грамм сетевой компании – 241,5 МВА трансформаторной мощности, или треть вырабатываемой мощности ДнепроГЭС, почти 1500 км линий электропередачи. Кроме того, МРСК Северного Кавказа в год производится ремонт более четырех тысяч трансформаторных пунктов, замена 11,5 тысячи опор и порядка 87 тыс. изоляторов. Многомиллиардные задолженности приводят к негативным результатам: при всем желании компания не может заниматься долгосрочным планированием своей деятельности.
Надя, у тебя свет отключают
Неплательщики, привыкшие накапливать долги, неожиданно поняли: с ни-ми не шутят. На этот раз бригада энергетиков Карачаево-Черкесского филиала МРСК Северного Кавказа направилась в Усть-Джегутинский район, где общая задолженность населения за потребленную электроэнергию превысила 3 млн руб. Специалисты сетевой компании действо-вали быстро и слаженно: подгоняли к домовладению «вышку», заземляли линию, прикрепляли к опоре «отрезанный провод». Правда, из-за трех неплательщиков на время приходилось обесточивать всю улицу. Весть о предпринимаемых действиях быстро разлеталась по округе, из дворов выходили жители, становясь невольными свидетелями недобросовестности соседей, которые довели ситуацию до критической точки. И эти действия энергетиков не были неожиданными. Согласно законодательству должникам дважды вручалось уведомление об ограничении электроэнергии в случае непогашения долга – за два с половиной месяца и за 45 дней до отключения: с тем, чтобы они смогли урегулировать вопрос. Многие, как это часто бывает, понадеялись на «авось». Однако в данной ситуации это не сработало.
Не ожидала такого поворота событий и семья, проживающая в райцентре на ул. Прикубанской, 102. Последний раз здесь оплачивали электроэнергию в апреле, поэтому долг уверенно перешагнул рубеж в 13 тысяч рублей. Хмуро смотрел хозяин на составление комиссией акта ограничения электроэнергии, понимая, что альтернативы нет – надо платить. Не думали, что останутся без света и в домовладении по ул. Толстого, 53. Хозяин дома по ул. Толстого, 35 на вопрос, почему образовалась задолженность, так и не смог убедительно объяснить столь негативный факт.
"Причины были", – пожал плечами и закрыл калитку.
" Надя, у тебя свет отключают. Энергетики приехали с вышкой. Я держу их, – громко сообщала по телефону сердобольная соседка, – беги скорей, прямо сейчас плати".
Примечательно, что у недобросовестных потребителей сразу же находились время и желание погасить месяцами копившиеся долги. В некоторых случаях они готовы были отдать деньги на месте, но специалисты объясняли, что кассовых аппаратов с собой не носят и вносить оплату нужно своевременно в стационарных пунктах – почтовых отделениях, сбытовой организации, банковских терминалах. Благо, их на территории Карачаево-Черкесской республики в достатке. При этом абонентам предоставлены все условия – квитанции доставляются на дом, в многолюдных местах установлены баннеры, сообщающие о работе «горячей линии» по приему платежей. Кроме того, в ближайшее время на территории республики – в Урупском районе, Теберде и Усть-Джегуте планируется открытие трех центров обслуживания клиентов, где можно будет получить любую консультационную помощь.
"Платить не сложно, если делать это вовремя, а если накапливать долг, тогда рассчитаться очень трудно, – считает Соня Егизова, переживая за соседку, которой обесточили дом, – у меня за электроэнергию платит сын, никогда не задерживаем с оплатой".
Стоит сказать и о том, что многие абоненты, получив уведомление об ограничении электроснабжения, испытывать судьбу не стали, без промедления внеся оплату за потребленный ресурс. К приезду энергетиков Кулистан Кубанова уже рассчиталась со всеми своими долгами и, окруженная внуками, с облегчением отметила, что теперь будет со светом.
"С 1 августа Карачаево-Черкесским филиалом получено порядка 250 заявок на ограничение потребителей-неплательщиков. За этот же период отменено 232 заявки в связи с оплатой долгов. На сегодня выполнено отключение 16 физических лиц и 6 юридических потребителей. В случае самовольного подключения к сетям выполняем повторные отключения, в некоторых случаях приходится производить демонтаж приборов учета", – сообщил заместитель директора по развитию и реализации услуг Карачаево-Черкесского филиала МРСК Северного Кавказа Александр Кливекин".
Прозрение
Остаться без электричества хотя бы на несколько часов в век высоких технологий, умной бытовой техники и повсеместной компьютеризации – все равно что оказаться отрезанным от мира. Даже в самом глухом ауле, затерявшемся высоко в горах, жители понимают, как не-видимые нити связывают их с миллиона-ми электронов, перемещающихся в сетях линий электропередачи. В каждом доме – холодильники, телевизоры, стиральные машины, микроволновые печи. И когда гаснет лампочка, появляется единственное желание – быстрее вернуть эти блага цивилизации.
"Как реагируют неплательщики на факты отключений электроэнергии? Конечно, негативно, – не скрывают энергетики. – Кто нарушает платежную дисциплину, не привык к тому, чтобы его действия ограничивали".
Некоторые должники пытаются «отстоять» свое желание бесплатно пользоваться ресурсом всевозможными способами – не допускают специалистов до энергопринимающих устройств, проявляют агрессию, отличаются неадекватным поведением. В Карачаево-Черкесии выскочивший из дома разъяренный неплательщик пытался взять на мушку своей «воздушки» энергетика, проводящего на опоре линий электропередачи работы по отключению абонента. В Ингушетии военизированная охрана кирпичного завода «Неон» не допустила сотрудников электросетевой компании к счетчикам. И эти случаи, к сожалению, не единственные.
"Должников, не допускающих специ-алистов к энергопринимающим устройствам, будем отключать «с улицы», возможность для этого есть, – такое решение было принято Генеральным директором МРСК Северного Кавказа Петром Сельцовским на очередном заседании Оперативного штаба".
Итоги проделанной в последние дни работы по взысканию долгов с потребителей электроэнергии впечатлили прежде всего самих членов штаба: должники вернули электросетевой компании 200 млн руб. В лидерах – Северная Осетия и Республика Дагестан, где потребители погасили свои долги, соответственно, на 139 и 52 млн руб. Абоненты Чечни перечислили почти 3 млн рублей, около 3 млн руб. долгов закрыли неплательщики Карачаево-Черкесии, 1,5 млн руб. собрано в Республике Ингушетия. По Кабардино-Балкарскому филиалу общая сумма возвращенных долгов приблизилась к 7 млн руб. В Ставропольском крае из 407 предупрежденных неплательщиков – юридических лиц 388 потребителей, то есть 95%, вместо отключения предпочли воз-врат долгов. Из числа физических лиц с энергетиками рассчитались 75%.
"Мы сломали ситуацию с неплатежами. Потребители поняли, что за электроэнергию надо платить", – подводит итог первой недели масштабных отключений генеральный директор МРСК Северного Кавказа – руководитель Оперативного штаба по введению режима ограничения потребления электроэнергии Петр Сельцовский.
При этом было подчеркнуто, что 1,5 млн рублей, собранных в Ингушетии, не менее значимы, чем 50 млн возвращенных долгов в Дагестане.
"Цифры, бесспорно, важны. Но гораздо важнее принцип: сколько бы ты не потребил электроэнергии – на 100 рублей или на миллион – надо платить", – отметил Петр Сельцовский.
Вот конкретные примеры. В дочернем обществе МРСК Северного Кавказа «Дагэнергосеть» 23 августа от сети было отключено 283 абонента-должника.173 абонента перед угрозой обесточивания оплатили все долги. В общей сложности, за те сутки по Республике Дагестан поступили средства в размере 11 млн 677 тыс. руб. В МРСК Северного Кавказа это оценили как рекордный результат с начала работы Оперативного штаба по введению режима ограничения потребления электроэнергии. Благодаря оперативной и слаженной работе энергетиков Дагестана за неделю возврат долгов увеличился вдвое.
Стоит отметить, что основная часть задолженности приходится на крупных потребителей электроэнергии. По Карачаево-Черкесскому филиалу из 19 неплательщиков – юридических лиц 13 поспешили вернуть долги на общую сумму почти 294 тыс. руб. только после предупреждения о предстоящем отключении. Без предупреждения энергетиков не наблюдалось платежной активности среди юридических лиц Ингушетии – лишь угроза применения жестких санкций заставила вернуть долги булочный цех «Героева» в станице Орджоникидзевская (106 тыс. руб.), ООО «Стройком» (Назрань, 210 тыс. руб.), ООО «НЕрудстрой»(Карабулак, 65 тыс.руб.) и др. Такой же реакции ждут энергетики и от предприятий бытового обслуживания, в числе которых кафе «7-е небо» в Назрани, «Дошо сейф», парикмахерская «Лонда», занимающих основную долю в списке на отключение.
В Северной Осетии от электроснабжения пришлось отключать садоводческое товарищество «Иристон», накопившее долг в 11,2 млн рублей. В зоне операционной ответственности Карачаево-Черкесского филиала МРСК Северного Кавказа режим ограниченного электропотребления ввели для шести абонентов-юридических лиц, которые задолжали около 240 тыс. рублей. А в Кабардино-Балкарии на пять отключенных потребителей-юридических лиц пришлось 17 оплативших свои долги на общую сумму 973 тыс. рублей. На 176 отключенных физических лиц – 323 потребителя, внесших в кассу Кабардино-Балкарского филиала МРСК Северного Кавказа 1 млн 15 тыс. рублей.
Борьба с должниками – не разовая акция
Благодаря колоссальной работе, которая проводится по укреплению платежной дисциплины, недобросовестные потребители электроэнергии начинают понимать, что их «поведение» дорого обходится не только сетевикам, которые отвлекают людские, технические и материальные ресурсы на отключение неплательщиков. Дополнительные финансовые затраты ложатся на самих нерадивых абонентов. Кроме погашения текущей задолженности они оплачивают услуги за вторичное подключение к электрическим сетям. В случае самовольного подключения потребитель также несет ответственность: согласно статье 7.19 Гражданского кодекса налагается административное наказание и штрафные санкции в размере от 1500 до 2000 руб.
Отключение потребителей – крайняя мера, которую вынуждены применять энергетики. Введение частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии потребителям производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» по инициативе энергосбытовой компании, перед которой не исполнены обязательства по договору энергоснабжения на основании ее письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию.
Руководитель электросетевой компании подчеркнул, что введение для неплательщиков режима ограничения потребления электроэнергии – не разовая акция. Это станет практикой до тех пор, пока на всей территории операционной ответственности МРСК Северного Кавказа не исчезнет понятие «долг за электроэнергию».
Ирина Запариванная
28 августа 2013 г.
газета "МК-Кавказ"