РУС ENG

Раздел не найден.

24.02.2015

Олег Алексеевич Белышев: «Счастье, что не ходил в штыковую атаку»

26 февраля 2015 года Олегу Алексеевичу Белышеву (фото) – участнику Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы, ветерану труда, проработавшему в энергетике с 1950 по 1982 год, - исполнилось бы 93 года. Олег Алексеевич не дожил до 70-й годовщины Великой Победы, уйдя из жизни 20 января 2013 года.

 Олег Белышев прошел всю войну, с самого ее начала - с 1941 года, Победу 1945-го встретил в Чехословакии. Был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За отвагу», другими знаками отличия (фото).

Несколько лет назад удалось встретиться с этим, на первый взгляд, очень простым человеком, который, однако, каждым днем своего существования совершал подвиги: сначала солдата своей Отчизны, а потом энергетика. Вот его скупые, но щемящие душу воспоминания о войне и о себе:

«Мне было 18 лет. Сначала меня не хотели брать – зрение у меня и тогда было неважное, а сейчас… вижу только размытые тени какие-то. Но я всех обманул – выучил, где и что в таблице, которой проверяют в кабинетах глазников. Кое-как прошел медкомиссию. А здоровье у меня хорошее было – я занимался альпинизмом. Попал сначала в воздушно-десантные войска. В 1942 под Сталинградом нас переформировали в 33-ю дивизию, 88-й стрелковый полк. В конце этого же года был ранен в Сталинграде, при штурме. Был переправлен в Астрахань, в 156-ю стрелковую бригаду – потом так до Ростова прошли.

За Ростовом заболел сыпным тифом, очень тяжело, но выжил. Перевезли меня в совхоз «Гигант» - там был госпиталь. Когда вылечили, направили на Миус-фронт (это от названия речки) – в Белгород на Украине через пересыльный пункт в 40-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. И вот с этой частью я шел до конца войны: Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Австрия, Чехословакия.

Служил связистом, катал катушки. Не хочу много рассказывать, страшных моментов было достаточно… Это ведь война. Самое главное - счастье, что в атаку штыковую не ходил ни разу.

Как-то бегу я с катушкой в балку, а самолеты ну бомбы бросать. В овражке – ни одного солдата, кроме меня. Я лег на землю, на спину, смотрю, как они пикируют, а бомбы все падают, падают, падают – и все, как заговоренные, через меня перелетают.

Еще такой был момент. Метров 70 от передовой, мне говорят по связи: «Олег, тебе письмо, с фотографией». А тут прямо видно – немцы совсем близко. Пополз я до лесополосы – хочется письмо почитать и фотографию посмотреть. Ползу, а сам думаю: если попадут мне сейчас, эх, в пятую точку, ранят, вот позор будет! Кто на том фото был? Девушка, конечно, школьная подруга. Она меня не дождалась. Это такое дело, пока я с войны пришел, она уже замуж вышла.

С военной поры, уже под конец, остались эти фотографии (см. ниже). Я их сам печатал, как мог, под столом. Своему фронтовому товарищу я подарил трофейную гармошку, а он мне взамен – фотоаппарат.

Я много лет проработал мастером Солдатского участка Прохладненских районных электрических сетей, очень любил свое дело. А в свободное время меня тянуло к искусству. На стене, посмотрите, картины, которые я намалевал когда еще хоть как-то видел (фото см. ниже). В этом альбоме - мои стихи (см. ниже).

Несмотря на плохое зрение, я много на войне видел, и когда что-то про нее говорят, сразу знаю: это – неправда, не было такого, а это – чистая правда о войне».