Горячая бесплатная линия
Полное меню сайта

«Продвижение электромобилей в России невозможно без развития зарядной инфраструктуры»

23.06.15
По итогам подписанного на площадке ПМЭФ-2015 соглашения между ОАО «Россети» и компанией «Renault» первый заместитель генерального директора по технической политике «Россетей» Роман Бердников и генеральный директор компании «Renault Россия» Андрей Панков дали интервью обозревателю «Коммерсантъ FM» Олегу Богданову.

По итогам подписанного на площадке ПМЭФ-2015 соглашения между ОАО «Россети» и компанией «Renault» первый заместитель генерального директора по технической политике «Россетей» Роман Бердников и генеральный директор компании «Renault Россия» Андрей Панков дали интервью обозревателю «Коммерсантъ FM» Олегу Богданову.

О.Б.: Роман, раз вы вдвоем пришли, значит, у вас что-то состоялось, вы подписали, наверное, генеральное соглашение, насколько я понимаю?
Р.Б.: Мы подписали соглашение о стратегическом взаимодействии между компанией «Россети» и компанией Renault - будем взаимодействовать по вопросам развития электротранспорта на территории Российской Федерации. Наша задача как «Россетей» — обеспечить инфраструктуру для электромобилей. Для нас это важно потому что, первое, мы, я лично и руководство компании, верим в то, что будущее за электромобилями, весь мир туда движется, и мы считаем, это правильно. Второе — для нас важны новые потребители, дополнительный отпуск электроэнергии, особенно в нынешних условиях.

О.Б.: Андрей, а как у вас, какие первые впечатления?
А.П.: Renault является мировым лидером по производству электротранспорта, но понятно, что продвижение электромобилей в России невозможно без развития зарядной инфраструктуры, поэтому наш союз, наше взаимодействие является абсолютно логичным. Электромобили не могут продаваться без инфраструктуры, инфраструктура не может развиваться без электромобилей. Все это делается на благо нашей экономики.

О.Б.: Это коммерческое соглашение? Каждая компания получает от этого какие-то преференции, какую-то выгоду, или это какой-то тип бартера?
Р.Б.: «Россети» два года уже активно занимаются развитием Всероссийской программы инфраструктуры для электромобилей, и здесь мы сталкиваемся с проблемой, что первично — машины или электрозарядки? Пока нет инфраструктуры для зарядки, производители электромобили не сертифицируют, не везут сюда. Мы понимаем, что должны быть первыми для того, чтобы они привезли сюда машины. Поэтому следующим шагом будет коммерческое, конечно.

О.Б.: Вы сначала создаете маркетинговую базу, а потом выходите к потребителю, правильно?
А.П.: На самом деле, к потребителю мы выходим сразу и вместе. В любом случае, финальной точкой этого развития будет производство электромобилей в России, которое произойдет, когда будет создан нормальный по объему рынок, когда будет активное развитие инфраструктуры. Но, поскольку мы говорим действительно о совершенно прорывных инновациях для России, без тесного сотрудничества компаний разных индустрий, без естественного взаимодействия с государством мы просто не сумеем это запустить. Поэтому это совершенно взаимовыгодное партнерство и для нас, и для «Россетей», и для российского государства в целом.

О.Б.: А именно производство на территории России обеспечит уход от валютных издержек?
А.П.: Точно так же, как это произошло с обычными бензиновыми автомобилями: сначала они импортировались в Россию, потом, начиная с какого-то момента, когда был создан рынок, производство было перенесено сюда. Рано или поздно, пока трудно сказать, когда, то же самое произойдет и с электромобилями. С этой точки зрения они находятся в том же положении, что и обычные автомобили.

О.Б.: В законодательстве какие есть изменения, что вас интересует сейчас с точки зрения законодательного регулирования этого бизнеса, этой отрасли?
А.П.: Если говорить со стороны автопроизводителей, сейчас мы активно работаем над продлением существующего режима нулевых таможенных пошлин для ввоза электромобилей в Россию. Опять же, режим нулевых таможенных пошлин был введен российским правительством для того, чтобы стимулировать развитие рынка, как раз создавать ту критическую массу автомобилей, которая когда-то в перспективе сделает возможным их производство в России, и при этом создавать возможность для развития инфраструктуры. Поэтому продление нулевых таможенных пошлин, обновление пошлин на легкий коммерческий электрический транспорт — это, на самом деле, абсолютно новая вещь, которую мы сейчас будем продвигать вместе с "Россетями", и в целом в перспективе обнуление пошлин на компоненты для потенциальной сборки в будущем электромобилей в России.

О.Б.: Правительство идет навстречу, понимают все проблемы?
Р.Б.: Для нас как для сетевой компании, конечно, важно внести изменения в 35-й закон об электроэнергетике, где инфраструктура для заряда электромобилей представляется именно как услуга, а не как продажа электроэнергии. Это значительно упростит развитие данного направления деятельности.

О.Б.: А это существенная разница?
Р.Б.: Сейчас процесс выглядит так: стоит электросетевая инфраструктура - обслуживают ее одни, а продают другие. У нас в стране разделена функция передачи и функция продажи электроэнергии. Если мы это все совмещаем, то «Россети» смогут просто обеспечивать электромобилям, или кто там покупает, услугу. Будет меньше затрат на издержки, и быстрее будет развиваться процесс.

О.Б.: Я с точки зрения потребителя, наверное, последний вопрос задам, как российский потребитель воспринимает этот новый вид автотранспорта, готовы ли они, в каких регионах активнее развитие идет?
А.П.: На самом деле, российский потребитель абсолютно открыт всему новому, что присутствует на автомобильном рынке. От лица комитета Торгово-промышленной палаты по стратегическим инновациям в российской автомобильной индустрии мы проводили опрос и в прошлом году, и два года назад, и порядка 80% опрошенных нами людей готовы иметь электромобиль в качестве второй машины в семье, при наличии определенных льгот со стороны локальных администраций. Простой пример — в Москве введена бесплатная парковка электромобилей, что прекрасно стимулирует спрос на эти машины.

О.Б.: Это большой стимул.
А.П: Если будет введен допуск на линии общественного транспорта, как это реализовано в большинстве европейских столиц, это будет дополнительным стимулом. Сейчас мы активно будем продвигать легкий коммерческий электротранспорт, то, что в России пока не присутствовало совсем, но это как раз то направление, где экономия на использовании электроэнергии по сравнению с бензином для движения автомобиля является наиболее важным фактором.
Р.Б.: С точки зрения сети мы начали уже продвигать данный проект в отдельных регионах.

О.Б.: А до Москвы что было?
Р.Б.: Начали мы с Москвы. Здесь уже установлено порядка 30 зарядных станций, в ближайшее время будет установлено еще порядка 80-ти. Есть у нас несколько заправок в Екатеринбурге, Питере, Ярославле, на острове Валаам есть и зарядная инфраструктура, и электромобили. Это те проекты, которые пошли, есть интерес со стороны администрации. Основная задача для нас сейчас – совместить интересы администрации, производителя и энергопредприятия, чтобы устанавливать там, где это реально будет необходимо.

О.Б.: Успехов вам, господа, это очень хорошее дело. Поздравляю вас с подписанием соглашения.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!